Методика обзорной проверки аудиторской организации — действительного члена ССАБ

logo_ucaa

УТВЕРЖДЕНО

Решением Правления

Союза Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров

от 25 ноября 2016 года

(протокол № 2 от 25.11.2016г.)

 

Методика

обзорной проверки качества

аудиторских организаций – действительных членов

Союза Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров

 

Минск 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. РАЗДЕЛ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ «О СООТВЕТСТВИИ ОСНОВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  3. РАЗДЕЛ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ «О СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА»

3.1. Ответственность руководства за качество внутри аудиторской организации

3.2. Соответствующие этические требования

3.3. Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий

3.4. Кадровые ресурсы

3.5. Ежегодный мониторинг

  1. РАЗДЕЛ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ «О СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА, ОБЗОРНЫХ ПРОВЕРОК, ПРОЧИХ ЗАДАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕРЕННОСТЬ, И ЗАДАНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ»
  2. ПРИНЯТИЕ ВЫВОДА О ПРОХОЖДЕНИИ ИЛИ НЕПРОХОЖДЕНИИ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ
  3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Методика обзорной проверки качества аудиторских организаций – действительных членов Союза Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров (далее – члены ССАБ) определяет порядок и процедуру проведения таких обзорных проверок и принятия вывода о прохождении или не прохождении обзорной проверки качества и о выдаче сертификата аудиторской организации — действительного члена ССАБ.

1.2. Членами ССАБ являются коммерческие и некоммерческие организации, которые признают Устав ССАБ и настоящее Положение о членстве в ССАБ. В качестве коммерческих организаций могут быть аудиторские компании.

1.3. Члены ССАБ подразделяются на 2 уровня: действительные члены и ассоциированные члены.

Действительные члены должны соответствовать всем требованиям Устава ССАБ, Положений ССАБ и внутренних документов ССАБ.

Ассоциированные члены не должны соответствовать всем требованиям Положений ССАБ и внутренних документов ССАБ, кроме требований Устава ССАБ и Положения о членстве в ССАБ, однако должны разделять цели ССАБ и демонстрировать стремление к лучшей практике.

1.4. Член ССАБ имеет обязанности:

— соответствовать требованиям Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг, Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и национальных правил аудиторской деятельности, проходить обзорную проверку качества;

— соблюдать требования Устава, Положений ССАБ и иных документов ССАБ;

— выполнять решения органов управления ССАБ, своевременно уплачивать членские взносы в установленных для них размере, порядке и сроках уплаты;

— вносить целевые взносы на проведение организуемых Союзом мероприятий, участниками которых эти члены являются;

— активно участвовать в достижении целей и осуществлении задач ССАБ;

— повышать профессиональную квалификацию;

— не наносить ущерб Союзу и его членам в любой форме;

— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ССАБ и его членов;

— сообщать письменно Союзу об изменении своего адреса места нахождения, адреса электронной почты, руководителя либо уполномоченного им лица;

— иные обязанности.

1.5. Члены ССАБ обязаны проходить обзорные проверки качества, проводимые Комитетом по контролю качества, о соответствии основным требованиям Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг, Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и национальных правил аудиторской деятельности.

Плановые обзорные проверки проводятся на регулярной основе раз в 3 года.

Внеплановые обзорные проверки проводятся в соответствии с требованиями Устава, Положений ССАБ и иных документов ССАБ.

1.6. По результатам обзорной проверки составляется Акт обзорной проверки, содержащий вывод о прохождении или не прохождении обзорной проверки качества.

Члены ССАБ, уплатившие членские и целевые взносы на следующий год, своевременно прошедшие обзорную проверку качества о соответствии основным требованиям Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг, Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и национальных правил аудиторской деятельности, получают Сертификат аудиторской организации – действительного члена ССАБ.

 

  1. РАЗДЕЛ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ «О СООТВЕТСТВИИ ОСНОВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Перечень вопросов, подлежащий проверке в разделе обзорной проверки «о соответствии основным требованиям Закона Республики Беларусь «об аудиторской деятельности»:

  1. Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность.
  2. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы.
  3. Под основным местом работы понимается работа у нанимателя, которому в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (контракта) и у которого ведется трудовая книжка работника.
  4. Аудиторская организация осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает профессиональные услуги, предусмотренные частью второй статьи 16 настоящего Закона, только с привлечением работников, состоящих в штате этой организации.
  5. Руководителем аудиторской организации может быть назначен аудитор, который не менее двух лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя) и (или) в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя.
  6. Дополнительными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, являются: наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о ее деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Министерством финансов Республики Беларусь; наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов из числа указанных в части второй настоящей статьи, имеющих специальную подготовку в области МСФО.
  7. вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;
  8. качественно оказывать аудиторские и профессиональные услуги;
  9. возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг;
  10. осуществлять внутренний контроль качества работы аудиторов в соответствии с установленными аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем внутренними правилами аудиторской деятельности;
  11. обеспечивать сохранность полученных, в том числе в электронном виде, документов аудируемых лиц;
  12. отказаться от оказания аудиторских услуг в целях соблюдения принципа независимости;
  13. уведомлять заказчика аудиторских услуг о выявленных нарушениях в бухгалтерском и (или) ином учете, бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности и предоставлять рекомендации по устранению выявленных нарушений исходя из результатов оказания аудиторских услуг;
  14. сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства Республики Беларусь, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1000 базовых величин на дату обнаружения нарушения законодательства Республики Беларусь;
  15. представлять в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь аудиторское заключение;
  16. обеспечивать сохранность документов, составленных аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем, в том числе в электронном виде, в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет с даты завершения оказания аудиторских услуг по договору оказания аудиторских услуг, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;
  17. обеспечивать соблюдение принципов конфиденциальности, профессиональной компетентности и профессионального поведения;
  18. соблюдать условия договора оказания аудиторских услуг;
  19. представлять в Министерство финансов Республики Беларусь информацию об осуществлении аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  20. при проведении контролирующими (надзорными) органами контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности предоставлять всю необходимую для проверки информацию, в том числе в электронном виде.

 

  1. РАЗДЕЛ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ «О СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА»

 

Аудиторская организация должна создать и поддерживать систему контроля качества, которая включает политику и процедуры, по каждому из следующих элементов:

  1. ответственность руководства за качество в самой аудиторской организации;
  2. соответствующие этические требования;
  3. принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий;
  4. кадровые ресурсы;
  5. ежегодный мониторинг;
  6. выполнение задания.

Аудиторская организация должна документально оформить свои политику и процедуры и довести их до сведения персонала аудиторской организации.

 

Перечень вопросов, подлежащий проверке в раздел обзорной проверки «о соответствии требованиям международных стандартов контроля качества»:

 

3.1. Ответственность руководства за качество внутри аудиторской организации

 

Аудиторская организация должна разработать политику и процедуры, нацеленные на создание благоприятных условий для развития такой корпоративной культуры, в рамках которой при выполнении заданий важнейшим является качество. Такие положения внутренней политики и процедуры должны предусматривать необходимость принятия на себя генеральным директором аудиторской организации (или лицом на аналогичной должности) или, если это предусмотрено, управляющим комитетом партнеров аудиторской организации (или аналогичным управляющим органом) конечной ответственности за систему контроля качества в этой аудиторской организации.

Аудиторская организация должна установить политику и процедуры, чтобы любое лицо или лица, на которое или на которых генеральным директором или управляющим комитетом партнеров аудиторской организации возложена ответственность за оперативное управление системой контроля качества аудиторской организации, обладали достаточным и надлежащим опытом и способностями, а также необходимыми полномочиями для выполнения этих обязанностей.

 

3.2. Соответствующие этические требования

 

Аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что как сама организация, так и персонал соблюдают соответствующие этические требования.

 

Независимость

Аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что сама организация, ее сотрудники и, когда это применимо, иные лица, на которых распространяются требования независимости (включая сотрудников аудиторской организации, входящей в сеть) сохраняют независимость, когда это требуется соответствующими этическими требованиями. Такие политика и процедуры должны позволять организации:

(a) доводить свои требования независимости до ее сотрудников и, где это применимо, до иных лиц, на которых они распространяются;

(b) выявлять и оценивать обстоятельства и отношения, создающие угрозы независимости, и принимать надлежащие меры для устранения этих угроз или их уменьшения до приемлемого уровня путем применения мер предосторожности или, если это необходимо, через отказ от дальнейшего выполнения задания, когда отказ разрешается применимыми законами или нормативными актами.

Такие политика и процедуры должны требовать:

(a) предоставления аудиторской организации руководителем задания необходимой информации о выполняемых для клиентов заданий, в том числе об объеме услуг, чтобы аудиторская организация имела возможность оценить в целом их влияние, если таковое имеет место, на требования в отношении независимости;

(b) своевременного уведомления аудиторской организации персоналом об обстоятельствах и взаимоотношениях, вызывающих угрозу независимости, для возможности принятия надлежащих мер;

(c) накопления значимой информации и доведения ее до сведения соответствующих сотрудников, чтобы:

(i) аудиторская организация и ее сотрудники могли быстро определить, соблюдают ли они требования к независимости;

(ii) аудиторская организация могла поддерживать в актуальном состоянии свои документы, имеющие отношение к независимости;

(iii) аудиторская организация могла принять надлежащие меры по выявленным угрозам независимости, превышающим приемлемый уровень.

Аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что она уведомлена о нарушениях требований независимости, а также предоставить ей возможность принять надлежащие меры для разрешения таких ситуаций. Эти политика и процедуры должны включать требования к:

(a) персоналу, который должен своевременно уведомлять аудиторскую организацию о ставших известными нарушениях требований к независимости;

(b) аудиторской организации, которая должна своевременно сообщать о выявленных нарушениях этих политики и процедур:

(i) руководителям аудиторского задания, который должен совместно с организацией принять меры по выявленному нарушению;

(ii) другому персоналу соответствующего уровня в аудиторской организации и, когда это уместно, в сети, а также лицам, на которых распространяются требования к независимости, то есть до тех, кто обязан принимать надлежащие меры;

(c) руководителям задания и иным лицам, упомянутыми в подпункте 23(b)(ii) о незамедлительном информировании аудиторской организации, в случае необходимости, о мерах, принятых ими для разрешения возникших проблем, чтобы организация могла определиться, следует ли ей предпринимать дальнейшие действия.

Не менее одного раза в год аудиторская организация должна получать письменное подтверждение соблюдения ее политики и процедур в области независимости от всего персонала организации, который обязан быть независимым в соответствии с этическими требованиями.

Аудиторская организация должна внедрять политику и процедуры:

(a) устанавливающие критерии определения необходимости принятия мер предосторожности для снижения угрозы близкого знакомства, к приемлемо низкому уровню в тех случаях, когда в течение длительного времени при выполнении заданий, обеспечивающих уверенность, привлекаются одни и те же старшие сотрудники аудиторской организации;

(b) требующие в соответствии с применимыми этическими требованиями при проведении аудита финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, по истечении определенного времени проводить ротацию руководителя аудиторского задания и лиц, отвечающих за контроль качества выполнения задания, а также, где это применимо, иных лиц, на которых распространяются требования о ротации.

 

3.3. Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий

 

Аудиторская организация должна внедрять политику и процедуры по принятию и продолжению отношений с клиентами, принятию и выполнению конкретных заданий, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что она примет решение о продолжении отношений и выполнения задания только в тех случаях, когда:

(a) компетентна для проведения конкретного задания и обладает соответствующими возможностями, включая время и ресурсы;

(b) в состоянии выполнить соответствующие этические требования;

(c) провела анализ честности конкретного клиента и не обладает информацией, позволяющей сделать вывод о том, что он недостаточно честен.

Такие политика и процедуры должны содержать следующие требования:

(a) аудиторская организация до принятия задания от нового клиента, при решении вопроса о целесообразности продолжения существующего задания, а также при рассмотрении вопроса о принятии нового задания от существующего клиента должна собрать информацию, которая которую она считает необходимой в конкретных обстоятельствах;

(b) если при принятии решения о выполнении задания от нового или существующего клиента выявлен потенциальный конфликт интересов, аудиторская организация должна определить, уместно ли принять данное задание;

(c) если выявлены проблемы, аудиторская организация принимает решение принять клиента или продолжить отношения с ним либо принять или продолжить определенное задание, аудиторская организация должна задокументировать, каким образом были решены выявленные проблемы.

Аудиторская организация должна внедрять политику и процедуры в отношении продолжения выполнения задания и отношений с клиентами, в которых рассматриваются обстоятельства, когда организация получает информацию, которая, будь она доступна ранее, привела отказу аудиторской организации от данного задания. Такие политика и процедуры должны включать рассмотрение следующих вопросов:

(a) профессиональные и юридические обязанности применительно к данным обстоятельствам, в том числе, обязана ли организация отчитываться лицу или лицам, которые ее назначили, или, в некоторых случаях, регулирующим органам;

(b) возможность отказа от выполнения задания или отказа от выполнения задания с одновременным отказом от продолжения отношений с конкретным клиентом.

 

3.4. Кадровые ресурсы

 

Аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что она располагает персоналом достаточной численности имеющем соответствующую компетентность, и обладающим квалификацией и приверженностью принципам этики, необходимым для:

(a) выполнения заданий в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми правовыми и нормативными требованиями;

(b) обеспечения возможности выпуска аудиторских заключений, являющихся надлежащими в данных обстоятельствах.

 

Назначение аудиторских групп

Аудиторская организация должна возложить ответственность за каждое задание на руководителя задания и разработать политику и процедуры, которые требуют:

(a) чтобы информация об имени и функциях руководителя задания сообщались ключевым членам руководства и лицам, отвечающим за корпоративное управление;

(b) чтобы руководитель аудиторского задания обладал соответствующей компетентностью, способностями и полномочиями, позволяющими ему выступать в этом качестве;

(c) чтобы обязанности руководителя задания были ясно определены и доведены до его сведения.

Аудиторская организация должна также установить политику и процедуры по назначению надлежащего персонала с необходимой компетентностью и способностями для:

(a) выполнения заданий в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми правовыми и нормативными требованиями;

(b) обеспечения аудиторской организации или руководителей проверок возможностью выпуска аудиторских заключений, соответствующих конкретным обстоятельствам.

 

3.5. Ежегодный мониторинг

 

Аудиторская организация должна организовать процесс мониторинга, призванный обеспечить ее разумную уверенность в том, что ее политика и процедуры, относящиеся к системе контроля качества, актуальны, достаточны и функционируют эффективно. Эти меры должны:

(a) включать непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, включая периодическое инспектирование по крайней мере одного завершенного задания для каждого руководителя задания;

(b) предусматривать требования по возложению ответственности за процесс мониторинга на партнера, или партнеров, или иных лиц с достаточным и надлежащим опытом и полномочиями в аудиторской организации для того, чтобы принять на себя эту ответственность;

(c) предусматривать требование того, чтобы лица, участвующие в выполнении задания или в проверке качества выполнения задания, не привлекались к инспектированию этого задания

 

  1. РАЗДЕЛ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ «О СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА, ОБЗОРНЫХ ПРОВЕРОК, ПРОЧИХ ЗАДАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕРЕННОСТЬ, И ЗАДАНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ»

 

Аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что задания выполняются в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми законодательными и нормативными требованиями и что аудиторская организация или руководитель аудиторского задания выпускают заключения, соответствующие конкретным обстоятельствам. Такие политика и процедуры должны включать:

(a) вопросы, значимые для поддержания постоянного качества выполнения заданий;

(b) ответственность и обязанности по осуществлению надзора за выполнением задания;

(c) ответственность и обязанности по проверке качества выполнения задания.

Политика и процедуры аудиторской организации в части ответственности за проверку результатов работы должны устанавливать необходимость проверки работы менее опытных членов аудиторской группы более опытными ее членами.

 

Консультации

Аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить ее разумную уверенность в том, что:

(a) по сложным или спорным вопросам проводятся надлежащие консультации;

(b) для проведения надлежащих консультаций имеются достаточные ресурсы;

(c) характер и объем консультаций, а также выводы, сделанные по их результатам, документируются и согласовываются как лицом, запросившим консультацию, так и лицом, ее предоставившим;

(d) выводы, сделанные по результатам консультаций, реализуются на практике.

 

Проверка качества выполнения задания

Аудиторская организация должна внедрять политику и процедуры, которые требуют для соответствующих заданий проводить проверку качества выполнения задания, обеспечивающую объективную оценку значимых суждений, выработанных аудиторской группой при выполнении задания и выводов, к которым пришла группа при формулировании заключения. Такие политика и процедуры должны:

(a) требовать проведения проверки качества выполнения задания при аудите финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

(b) устанавливать критерии, по которым должны оцениваться все остальные аудиторские и обзорные проверки финансовой информации прошедших периодов, а также прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг, определяющие необходимость проводить проверку качества выполнения задания;

(c) требовать проведения проверки качества выполнения задания для всех проверок, соответствующих критериям, установленным для целей соблюдения пункта.

Аудиторская организация должна внедрять политику и процедуры, определяющие характер, сроки и объем проверки качества выполнения задания. Такие политика и процедуры должны содержать требование, в соответствии с которым заключение по результатам задания не может датироваться более ранним днем, чем день завершения проверки качества выполнения этого задания.

  1. Аудиторская организация должна внедрять политику и процедуры, требующие включать в проверку качества выполнения задания:

(a) обсуждение значимых вопросов с руководителем аудита;

(b) обзор финансовой отчетности или иной проверяемой информации и предлагаемого заключения;

(c) выборочную проверку аудиторской документации в отношении значимых суждений, принятых аудиторской группой, и сделанных ею выводов;

(d) оценку сделанных при составлении заключения выводов и анализа того, является ли предлагаемое заключение надлежащим.

 

Хранение документации по заданию

Аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, требующие хранить документацию в течение такого времени, достаточного для удовлетворения потребностей самой аудиторской организации или для соответствия требованиям законов или нормативных актов.

 

  1. ПРИНЯТИЕ ВЫВОДА О ПРОХОЖДЕНИИ ИЛИ НЕПРОХОЖДЕНИИ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ

 

5.1. По результатам обзорной проверки качества члена ССАБ Комитетом по качеству оформляется Акт обзорной проверки, содержащий ключевую информацию о члене ССАБ и вывод о прохождении или не прохождении обзорной проверки качества.

5.2. Срок оформления Акта обзорной проверки не должен превышать одного месяца с даты, следующей за завершением проверочных процедур по существу.

 

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

6.1. Отчет председателя Комитета по контролю качества о выполнении Методики обзорных проверок членов ССАБ рассматривается и заслушивается на заседаниях Правления ССАБ.

6.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение относится к компетенции Правления ССАБ.

 

Окончание документа

Комментирование закрыто.