Законодательная инициатива: Союз Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров формирует свою позицию относительно применения МСА и саморегулированных аудиторских объединений

 

Исх. №10

от 23.03.2018г.

г.Минск

 

Заместителю Министра финансов

Республики Беларусь

Д.Н. Кийко

О внесении изменений в соответствии с Планом либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 22, в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  

 

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

 

Союз Сертифицированных Аудиторов и Бухгалтеров выражает Вам свое почтение и сообщает позицию о проекте изменений в законодательство Республики Беларусь об аудиторской деятельности. Мы приветствуем планируемые изменения в данной области.

 

  1. Об аудиторских объединениях

Анализ количества профессиональных аудиторских объединений в ряде стран показывает необходимость наличия нескольких аудиторских объединений. Так, согласно данных официального сайта Международной федерации бухгалтеров (IFAC), в ведущих экономиках мира и у наших соседей их следующее количество:

США – 2;

Германия – 2;

Российская Федерация – 3;

Литва – 2;

Польша – 2.

 

В то же время, резкое укрупнение аудиторских объединений ведет к неуправляемости и невозможности соответствия лучшим мировым практикам. Например, укрупнение в Российской федерации привело к отсутствию полных членов в IFAC. Создание одной «Аудиторской палаты», по нашему мнению, приведет к деградации самой идеи саморегулирования.

 

Одновременно, в связи с изменением мировой тенденции в сторону укрепления государственного регулирования, считаем правильным сохранить государственный контроль в области «входа в профессию», контроль за общественными объединениями и право на прямой контроль за аудитом общественно-значимых организаций.

 

Согласно части 1 статьи 6 проекта «Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя». Соответственно объемы аудиторского рынка логично делить пропорционально количеству аудиторов. Введение Государственного реестра аудиторов обеспечит прозрачный контроль по данному вопросу.

 

Чтобы избежать монополизации и передачи исключительных полномочий одной группе лиц в данной области, часть 4 статьи 8 проекта следует изложить в следующей редакции:

 

«аудиторское объединение должно объединять аудиторские организации и (или) аудиторов – индивидуальных предпринимателей с общим количеством аудиторов не менее 100, но не более 500».

 

В части общих требований к аудиторскому объединению, необходимо руководствоваться лучшей мировой практикой, обобщенной в Statements of Membership Obligations (SMOs) (Revised), выпущенных Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). По нашему мнению, требования части 5 статьи 8 проекта следует изложить в следующей редакции:

 

«наличие обзорных проверок контроля качества для членов аудиторского объединения, применяющих национальные правила аудиторской деятельности – не реже одного раза в три года;

наличие Кодекса этики, соответствующего национальным правилам аудиторской деятельности;

наличие системы, обеспечивающей расследования и дисциплину членов аудиторского объединения».

 

2. О руководстве аудиторского объединения

Аудиторское объединение не может работать эффективно без распределения ответственности среди многочисленных членов правления, председателей комитетов и их комиссий, их заместителей, которые являются представителями аудиторских организаций и которых обобщенно можно назвать «руководством аудиторского объединения». В части принципа независимости руководства аудиторского объединения, предусмотренного частью 10 статьи 8 проекта, необходимо изложить в следующей редакции:

 

«Руководитель коллегиального исполнительного органа аудиторского объединения не может совмещать исполнение руководящих функций с осуществлением аудиторской деятельности (оказанием аудиторских услуг)».

 

3. О Международных стандартах аудиторской деятельности

По нашему мнению, по аналогии с подходами части 6 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 56-З «Об аудиторской деятельности», в части использования МСА, необходимо отдельно закрепить дополнительные требования к аудиторским объединениям, дополнив статью 8 абзацами следующего содержания:

 

«Дополнительными требованиями к аудиторскому объединению, члены которого проводят аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Международными стандартами аудиторской деятельности, являются:

наличие обзорных проверок контроля качества для членов аудиторского объединения, применяющих Международные стандарты аудиторской деятельности – не реже одного раза в три года;

наличие Кодекса этики, соответствующего Международным стандартам аудиторской деятельности».
 

Председатель правления

Союза Сертифицированных

Аудиторов и Бухгалтеров

(Беларусь),

Доктор экономических наук,

профессор

  Д.А.Панков
 

 

Исполнительный директор

Союза Сертифицированных

Аудиторов и Бухгалтеров

(Беларусь)

  А.А.Евдокимович

 

Комментирование закрыто.